Версия для слабовидящих
Общая информация
Консультация для воспитателей На тему: «Жанры и техники художественной живописи»

24 мая 2016

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 5 «Звёздочка»

Консультация для воспитателей

На тему: «Жанры и техники художественной живописи»

Подготовил воспитатель:

первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

Королева Татьяна Вальтеровна

г. Осташков 2016г.

Тема: «жанры и техники художественной живописи»

Человек всегда стремился к красоте, гармонии и выражению себя. Это стремление с древнейших времен проявляется в живописи.

Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую функции.

Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи.

Живопись передает зрительные образы посредством нанесения красок на твердую или гибкую основу (холст, дерево, бумага, картон). В зависимости от используемых красок и материалов основы выделяют различные техники и виды живописи. Среди них:

- масло;

- темпера;

- эмаль;

- гуашь;

- акварель;

- акрил;

- сухая кисть;

- смешанная техника

Техник в живописи существует великое множество. Всё, что оставляет какой-либо след на чем-то, является живописью: живопись создается природой, временем и человеком.

Цвет в живописи является одним из важнейших выразительных средств. Кроме того,  живопись, как и любой другой вид искусства, помогает выразить себя, свои эмоции и настроение, снять стресс и внутреннее напряжение, а иногда найти ответы на важные вопросы.

Поэтому изобразительное искусство так любимо детьми в детских учреждениях. Ребенок на таких занятиях расслабляется, реализует свои мысли, мечты и фантазии, которые порой он не может передать в речи, переносится в мир тайн и отдыха.

Для общего развития и дальнейшего выбора  своей техники и метода рисования, ребенка просто необходимо познакомить с видами живописи. Живопись разделяют на три вида: станковая, монументальная и декоративная.

Станковая - в основном представлена работами выполненными масляными красками на холсте (картоне, дереве, бумаге). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно применяют  к термину «живопись».

Монументальная живопись – это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска – живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника известна еще со времен античности. Такая техника использовалась при оформлении христианских религиозных храмов и сводов.

Декоративная живопись – это способ рисования и нанесение изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и др. относится к декоративно-прикладному искусству.

Еще одним отличием в различиях видов живописи являются техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведение выполненное гуашью, акварелью или пастелью, могут относится и к той и к другой области, в зависимости от подходов художника. Хотя рисование на бумаге и относится к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам термин «живопись» является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко. Слово «живопись» в то время применялся только к определенному виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой используется слово «писать» (а это относится к письменности).

Ребенку средней возрастной категории необходимо объяснить и показать жанры живописи.

Жанры живописи.

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет – это реалистическое изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи.

С портретным жанром мы начинаем знакомить детей со старшего возраста, так как этот жанр один из сложных в изобразительной деятельности для ребенка.

Автопортрет – изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж - один из  популярных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту и особенность. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало его популярным среди художников.

Изображение пейзажей вводится с младшего возраста, как только ребенок стал увереннее проводить прямые линии. Обучение рисованию пейзажа начинается незаметно для самого педагога, так как рисуя первое дерево или цветок ребенок уже включается в рисование пейзажа. Поэтому иногда педагог не может провести грань начала обучения рисованию пейзажей.

Архитектурная живопись – этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность. На картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление- уличные виды городов, передающие атмосферу места. Еще одно направление этого жанра - изображение конкретного здания.

Это необходимо объяснить ребенку в первой половине средней группы, когда ребенок может стереть границы понимания изображения природы и изображения дома на фоне природы, для него это будет объединяться в одно понятие – пейзаж. Поэтому педагогу необходимо провести эту границу.

Историческая живопись – жанр, в котором основным сюжетом является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно, к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. В основном заказчиками этих картин была церковь. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам и событиям. Из времен античности или национальным легендам.

С этим жанром мы знакомим детей старшего возраста 6-7 лет, когда они знакомы с прорисовкой человеческого тела и событиями связанными со своей страной. 

Батальная живопись – отображает сцены воин или сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести эмоциональное возвышение подвига и героизма. Этот жанр становится еще и политическим, позволяя художнику доносить свой взгляд (свое отношение) на происходящее.

Знакомят детей с этим жанром в подготовительной к школе группе, к концу года, когда дети знакомы с военными действиями, связанными с их страной.

Натюрморт – жанр живописи из неодушевленных предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской живописи. Бедным художникам были недоступны модели (люди в соответствующих одеждах) и мастерские. Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций. Эта ситуация в истории голландской школы, является причиной развития жанровой живописи.

С этим жанром живописи дети знакомятся в старшей группе, когда проходят композиционную тему по изобразительному искусству.

Жанровая живопись – сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. Картины стремятся отобразить не столько повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определенный смысл и мораль.

Знакомство с этим жанром начинается в подготовительной к школе группе. Дети стремятся изобразить наиболее запомнившиеся для них торжественные ситуации.

Анималистический жанр – это создание реалистичных картин, изображая красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра, наличие картин с изображением несуществующих или мифологических животных. Художников этого жанра называют анималистами.

Наиболее любимый жанр детьми, так как они начинают изображать животных тогда, когда познакомились с формой. Круг у ребенка может быть цыпленком, котом или каким-либо другим животным, а зачастую даже выдуманным. Поэтому не стоит останавливать детей, когда они уверяют вас в изображении понятного только им животного. Просто нужно продолжать развивать и тренировать руку и воображение. К концу младшего возраста рука ребенка станет тверже и вы сами увидите как преобразится кот, которого ребенок рисовал еще несколько месяцев назад только шаром. Для постановки руки, чаще давайте рисовать детям просто цветными карандашами.

Марина – вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения все равно относят к жанру « марина»: так же относится к развитию в голландской школе 17 века. Пользовался успехом в России благодаря творчеству Айвазовского.

Так же любим детьми, так как первым осознанным рисунком ребенка становятся река, море, океан . поэтому знакомить с этим жанром  можно начинать с младшего возраста.

Рассматривая с детьми картины разных жанров, необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности живописного произведения, но и общие черты, свойственные определенному жанру.

Все виды живописи изображаются в своей,  принятой и удобной для художника, технике. Техник великое многжество, но в детских садах педагоги,  как правило,  начинают учить и оттачивать приобретенное знание только в нескольких техниках: гуашь,акварель.

Гуашь:

  Большинство из нас привыкли относиться к гуаше несколько пренебрежительно. Считается, что этот материал пригоден лишь для оформительских работ.

Однако в средние века, в Европе, этот материал широко применялся в нвписании миниатюр. Особенно замечательно,  при помощи гуаши, удается передать неповторимую атмосферу вечерних сумерек и туманных предрассветных пейзажей.

Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, не требует работы с растворителями, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует никакой специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки и др.). именно поэтому она очень популярна в детском творчестве.

Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная и для детского творчества.

- художественная –это растительные пигменты с добавлением дисцилированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Подходят немелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага.

- плакатная гуашь – представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используют каолин. Это делает краску более яркой и плотной.

- для детского творчества – содеожит вместо дорогого гуммиарабика дешевый клей ПВА. Это делает краску пластичней и она быстрее высыхает, становится более стойкой к осыпанию. Такая краска подходит не только для бумаги, но и для фанеры, керамики и холста, который можно не грунтовать.

- акриловая гуашь – такая гуашь подходит для росписи любой поверхности, а после высыхания не смывается водой. Эта гуашь последнее время приобрела  особую популярность.

Подбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом.

Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушевок, фонов.

Существуют приемы сухой кисти: для крон деревьев, травы, для фонов текстурных поверхностей. В этом случае лучше использовать кисти из щетины. Траву изображать лучше плоскими, а крону деревьев круглыми.

Гуашь можно наносить не только кистью, но и при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфеткой. Всё это позволяет изображать предметы со сложной структурной поверхностью и добиваться реалистичности изображения.

Для того, чтобы гуашь легла ровно, без разводов, нужно обратить внимание на кисти, чем больше закрашиваемая поверхность, тем больше должна быть кисть. Гуашь разбавляется до консистенции густой сметаны. Заполнять контур нужно без нажима, от одного края к центру и от центра к другому краю контура. Такой тип называется подмалевка и не годится для больших поверзностей.

К техникам гуашевой живописи относятся:

Лессировка – способ, который заключается в нанесении поверх основных цветов прозрачных слоев другого тона. Для этого гуашь сильно разводят водой, чтобы она стала прозрачной. С помощью этой техники можно создавать неповторимый эффект тумана.

Пастозная техника – это нанесение густой, непрозрачной краски на рабочюю поверхность. Такая техника присуща в основном масляной живописи, нанесение густой краски мазками. Но для разнообразия и общего развития детей ее можно применять и при помощи гуаши.

Сграффито – эту технику можно соотнести с техникой граттаж . на бумагу наносится слой светлой краски и ждут ее высыхания. Затем наносят равномерный слой темной краски. После прсыхания верхнего слоя, берут рейсфедер, стило, просто толстую иглу или зубочистку, рисуют ими, снимая верхний слой краски.

Кроме того, гуашь прекрасно используют в смешанной технике живописи. Например фон гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получается очень эффектно.

Это только часть о техниках и возможностях гуаши, которая необходима для знакомства детей с таким материалом как гуашь.

Еще одна техника рисования необходимая для общего развития детей в детских садах: акварель.

Акварель:

 Живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками материал. Во – первых, акварель имеет массу различных техник, а во – вторых, с её помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Изобразительная работа начинается с подбора инструментов. От того, как оборудовано рабочее место, во многом зависит не только технический, но и творческий успех.

Палитра служит важным инструментом художника. На ней подбираются краски, смешиваются и подбираются искомые тона.

Чтобы отвечать своему назначению, палитра для акварели во – первых должна быть белой и  непрозрачной. Белизна палитры нужна для того, чтобы видеть краску такой, какой она будет на бумаге. Во – вторых палитра должна иметь разнообразные углубления, для хранения и разведения красок в больших и малых количествах.

Непроливайка должна быть с двумя отделениями, для мытья кистей и хранения чистой воды, для разведения красок. Лучше иметь прозрачную непроливайку, такая « баночка» позволяет видеть степень загрязнения воды.

Губка нужна для смачивания бумаги перед началом работы, чтобы краска ложилась легко, с мягким очертанием мазков. Так же губка предназначена  для осушения кистей или подбора случайно текущей краски. Губку можно заменить чистой полотняной тряпкой, ватой или бумажной салфеткой.

В рисовании акварелью существует множество техник. Каждый художник отрабатывает свою, наиболее ему удобную, подходящюю по стилю и характеру, по внутренним переживаниям.

Так же и у ребенка происходит подбор наиболее простой для него техники. Для того, чтобы ребенок подобрал свой стиль и технику, в дошкольных учреждениях мы не просто знакомим детей с жанрами художественных произведений , учим правильно пользоваться кистью, как инструментом для «малевания», педагог должен подвести детей к выбору своей техники, т.е. познакомить, показать не одну, а несколько техник рисования красками. Это значит подвести ребенка к выбору своей оригинальной техники. И не стоит упрекать и «журить» ребенка за то, что он не может пользоваться сразу несколькими техниками. Попробуйте сами и вы убедитесь, что это очень сложно.

Техники рисования акварелью:

Техника по сухой поверхности: При этой технике лист не смачивается. Работа ведется отдельными участками. На лист бумаги наносится подробный рисунок графитным карандашом. Затем кистью большого размера нанести (затонировать), с большим количеством воды краску на нужный участок (небо, траву, воду и т.д.). Далее приписывать, где это необходимо, дополнительные цветовые оттенки (к небу землю или траву, горы или моря и т.д.).

После того, как фон просохнет, можно прорисовывать эскиз, отдельные предметы (дома, людей, цветы и т.д.), нарисованные перед началом работы карандашом.

Живопись «по – сырому»: с помощью влажной ткани. На пластик или кусок линолеума укладывается мокрая хлопчатобумажная тонкая ткань (лучше марлевая). Затем на нее помещается лист бумаги, смоченный с двух сторон и разглаживается, чтобы не было воздуха под бумагой. Лист можно смачивать поролоном или широкой кистью.

Акварельно – графический способ: Это способ сочетает в себе графический и акварельный приемы. На фоне, сделанном акварелью (после просыхания) основной рисунок можно выполнять любыми материалами для работы в графике (цветные карандаши, тушь и др.). Или смешать в пейзажной живописи и графические материалы, и акварель.

Набрызг: Данная техника довольно проста, но очень интересна. Набрать на кисть краску и постукивая (легонько) по пальцу разбрызгивать по листу  краску, так чтобы брызги хаотично разлетались. Кисть не должна слишком мокрой, поэтому можно отжать излишки воды о край непроливайки или палитры. Кисть лучше брать плоскую ( щетину), т.к. она имеет меньшую плотность, чем круглая. Для этой техники можно взять старую зубную щетку, но наносить краску на щетку лучше кистью.

Сграффито: Соскабливание краски острыми предметами.(Техника см. гуашь)

Штамп: Нанесение краски путем надавливания другими предметами на бумагу. (Все, что есть под руками: салфетки, губки, ладони и т.д.).

Вымывание: Наносится выбранный цвет на бумагу, затем пока  не высох первый цвет, быстро закрашивается остальная часть листа другим цветом. Затем кисть промывается чистой водой. Легким движением кисти брызгаются капли воды на еще мокрую краску. Продолжать брызгать водой до тех пор пока нужный результат не будет достигнут.

Солевая техника: Для этой технике понадобится соль. В этой технике соль лучше использовать в написании пейзажей или «марины»: кроны деревьев, травы, волн или морской пены и др. после выполнения работы, на еще не просохшую поверхность (кроны, травы и тд.) посыпают соль. Через несколько минут добавляют еще немного соли. Она тталкивает от себя краску, создавая необычную фактуру. После того, как рисунок полностью высох, эффект становится более видимым. Соль стряхивают с рисунка. Стряхивать лучше губкой, так не повреждается краска.

Выбеливание: Удаление сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, морскую пену, облака. Бледная луна или солнце получаются если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо.

Рисование с помощью малярного скотча: Скотч отлично отклеивается от бумаги по нескольку раз. Его можно использовать как трафарет. Можно рвать руками, на неровные полоски и может получиться лес. Отлично получаются любые геометрические композиции. Можно не только рвать, но ивырезать все, что подсказывает ваше воображение. Главное этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать. Вероятность подадания краски под такой трафарет, не велика, если хорошо пригладить края.после того, как будет прикреплен трафарет, можно спокойно тонировать лист в тот цвет, который был вами задуман для фона.

Рисование пеной: В любой емкости смешивается вода, немного жидкого мыла и много – много краски. Берется трубочка и выдуваются пузыри, как только вырастет большая « шапка» из пены, прикладывается к пене бумага. 

Выдувание: Капается капля краски: на середину, низ или верх листа, в зависимости, что вы при этом задумали. Далее берется трубочка и сильно дуется, гоняя капельку краски по листу бумаги. В итоге у вас получаются замысловатые деревья, чудики, пауки или жучки, прически для мордочек и др. после можно к таким «волоскам» дорисовывать головы, мордочки, стволы и прочее.

Рисование на воде: смешивается вода с крахмалом, так чтобы она стала белой. Капаются капли краски на этот раствор. Тоненькой палочкой или обратным концом кисти, чертятся линии сквозь капельку краски. Линии расплываются в разные стороны преобретая красивые формы. Если к этому раствору добавить желатин, то работа будет еще интересней. Рисуется таким же способом, но только после того как рисунок будет готов, на него накладывается лист бумаги, немного придавливается, затем поднимается. Рисунок отпечатывается на бумаге. Это очень интересная и эффективная техника.

Помимо жанров, техник и материалов для рисования необходимо ребенка познакомить с кистью. Это первое, что педагог должен сделать, прежде чем начинать знакомство с краской.

Правила рисования кистью:

1.Ребенка необходимо сразу правильно научить держать кисть. Её держат между тремя пальцами, как ручку (средним, большим и указательным пальцами). Рука не должна быть сильно сжата, она должна оставаться расслабленной, но уверенно держать кисть. Пальцы сжимают кисть сразу за металическим наконечником (ребенку можно сказать, что это блестящая юбочка).

2.При рисовании линии рука всегда остается справа от нее, наклоняя кисть вертикально. Кисть ведется по ворсу. Рука остается на весу не опираясь на лист. Иначе можно смазать работу.

3.При рисовании широких линий и закрашивании больших участков поверхности, кисть прижимается к листу всем ворсом. Кисть держат с наклоном.

4.При рисовании тонких линий и мелких деталей кисть держат почти вертикально, касаясь бумаги только кончиком.

5.Закрашивая большие плоскости, кисть ведется в одном направлении. Сверху вниз или справа налево(ни в коем случае нельзя разрешать ребенку водить кисть туда – обратно, не отрывая кисть от листа).

6.Если ребенок выполняет линейный рисунок, нужно тнаучить его проводить всю линию сразу, не отрывая кисть от листа.

7.Перед тем, как набрать краску на кисть, необходимо смочить ее водой (лучше использовать непроливайку), сняв лишнюю воду о край баночки. Не разрешайте ребенку брызгать кистью, при промывании и стряхивать на стол. Промывается кисть круговыми движениями, создавая «воронку» из воды, не касаясь дна баночки, так кисть лучше промывается. Ни в коем случае не давайте стучать кистью об дно баночки, так кисть портися. Но плоская кисть из щетины, промывается об дно баночки. С легким нажимом кисть водится по дну банки, в разные стороны.

8.Краска набирается на кисть понемногу, плавным обмакиванием в баночку или палитру с краской. Лишнее всегда снимается о край, капать краска с кисти не должна.

9.При наборе другого цвета, кисть хорошо промывается. По окончании работы сушится тряпочкой. Кисти хранятся вертикально, ворсом вверх.

10.Акварель и гуашь обязательно хранят под крыжками. Клеевой раствор, в новой гуаши, не сливается, он размешивается кистью, иначе краска быстро засыхает. Засохшей гуаше можно дать вторую жизнь. Разбить на мелкие кусочки (прямо в баночке) и залить кипятком, так чтобы вода не была выше краски, перемешайте и закройте.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *